среда, 18 мая 2016 г.

Аркадий и Борис Стругацкие "Сказка о Тройке". Плюс некоторое личное рассуждение.

Иллюстрация с сайта
"Лаборатория Фантастики"
http://fantlab.ru/edition932
Я не самый большой любитель творчества Стругацких. Отмечаю это сразу, чтобы все заглянувшие фанаты понимали: я не спец, я не анализирую и не пишу литературную критику. Я читаю книги для собственного удовольствия и их комментирую с той же целью. Любителей обсудить милости прошу в комментарии, я вам рада. Но сегодня - накипело, ребята. И сейчас мой отзыв отходит от рецензии и переходит в обычную запись блога. Я пишу не то, о чём книга, а то, о чём думаю я при её прочтении. В этом как бы и смысл чтения: не только получение информации, но и осмысление её.
Книга мне нравится. Поэтому я её и перечитывала. Она занятная, местами смешная, и какая-то неумолимо жизненная: когда ничего не смыслящие люди берутся судить - о науке ли, о магии, о чём угодно - получается сущая ерунда! К сожалению, болваны в руководящих или любых других довлеющих над кем-либо позициях - проза жизни.
О книге больше ничего занимательного не скажу. Она отличная, в конце концов. Не слишком позитивная и горько-смешная.
Я скажу о читателях. Стругацких в интернетах любят, и читателю, который часто бывает в Сети, игнорировать это нельзя. Любители фантастики - они такие, им мы в общем-то и обязаны созданием электронных библиотек в Рунете. И они во многом похожи на персонажей Стругацких: неугомонные, упрямые, знающие, местами вредные, дружелюбные и острые на язык.
Вот только попадаются среди них... такие личности, которые достоинствами и талантами не обладают. Они болтливы, и болтовня их состоит из случайных, малосвязанных фактов и "умных слов", не всегда приходящихся к месту. К сожалению, видела таких и среди "писателей". Самоучки, которые считают себя самородками только потому, что бросаются цитатами из советских фильмов и дают отсылки к классике.
Нахватавшись цитат (вроде "мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь")), они мнят себя экспертами во всём. И как же отвратно общаться даже мимоходом с такими товарищами, особенно если ты женщина, молодая женщина притом. Пошлость мыслей, помноженная на манию величия, - и псевдовежливое обращение с посланием "заткнись, ничтожество" (далее в зависимости от контекста: либо "я рассматриваю тебя только как предмет сексуального увлечения и отрицаю наличие у тебя разума", либо "твоё место замужем/на кухне").
Ум, ограниченный стопкой книг, всё равно ограничен, хотя бы вы считали, что чтение классики (равно классики НФ или мировой) или некой технической литературы (научно-популярной в большинстве случаев) даёт вам привилегии перед теми, чей ум ограничен ТВ-программой.
Мне на самом деле без разницы, что вы пишете в Интернете, я и сама тут могу написать что хочу. Например:
Считаете себя истиной в последней инстанции, готовы судить направо и налево? Посмотрите на себя, граждане. Вы уже далеко не "младшие научные сотрудники", которыми себя мните благодаря красивым книжкам, а пустомели и зануды. Шерсть на ушах вырастет. Перечтите "Сказку о Тройке", наконец.

Комментариев нет:

Отправить комментарий