четверг, 9 июня 2016 г.

Роберт Хайнлайн "Звёздный десант"

 Я не могу сказать, что это мой любимый роман Хайнлайна или что я хорошо знаю и люблю автора. И я не могу сказать, что полностью разделяю мнение автора и ищу в этой книге нечто важное для меня лично. Просто она чертовски увлекательная и привязчивая - начав читать, даже просто вспомнив хотя бы один эпизод, я не могу успокоиться, пока не перечту целиком. С первого прочтения так и перечитываю стабильно раз в год.
На этот раз меня зацепил в это дело Луис Монталван, автор и одновременно герой книги "Пока есть Вторник": он американец, инвалид-ветеран войны в Ираке, о чём в общем и пишет. И в моём представлении он похож на главного героя "Хайнлайна" чуть ли не как две капли воды! О жизни и о службе он говорит, по крайней мере, почти теми же словами.
И я увлеклась его образом - и перечитала "Десант". Мне нравятся романы Хайнлайна для юношества, но этот из них по-особеному... жестокий, суровый. Военный. Со всеми плюсами и минусами американской военной прозы.

И, поскольку я не очень люблю экранизации (а скорее - почти совсем не люблю, за редкими исключениями), я крайне не хотела долгое время смотреть известный одноимённый фильм. Отзывы о нём - как о космическом боевичке, тогда как книга намного увлекательнее любого представителя такого примитивного киножанра. Как мне казалось.
Но я наконец прочла в прошлом году внятный, серьёзный отзыв о фильме (это была статья сетевой энциклопедии, там, кажется, приводились грамотные критические цитаты) - и заинтересовалась. И фильм меня порадовал.
Те, кто воспринимают его как космический боевичок или как дурную экранизацию - откройте глаза. Это мощнейшая анти-экранизация с посылом, ровно противоположным посылу Хайнлайна. Из сюжета, воспевающего военное братство, подчинение приказам, солдатскую службу - вышла лента с объёмнейшим пацифистическим подтекстом. Практически антиутопия.
И теперь я одинаково люблю и книгу, и фильм "Звёздный десант". Одно название, схожий сюжет - и совершенно разные взгляды на одну и ту же проблему. Я восхищаюсь авторами фильма, которые грамотно оспорили книгу - уже вошедшую в классический фонд боевой фантастики, уже вдохновившую, наверное, десятки или сотни космических боевиков.

Моё мнение о войне и пацифизме пока нельзя назвать строго определённым. И я рада, что американская фантастика во многих своих проявлениях (книги, комиксы, фильмы, сериалы, игры) так увлекательно - хотя и местами упрощённо - обыгрывает эти вопросы: к моему удовольствию как читателя и зрителя.
Идеал (как и абсолютно справедливое мнение), пожалуй, недостижим, но я сужу с очень личной позиции и, как видите, крайне эмоционально: ведь мне это всё очень интересно читать. И смотреть.

К сожалению, о переводе не могу ничего сказать, не отмечаю, каких переводчиков уже прочла. Говорят, что любой перевод на русский так или иначе сокращён. Увы, это понятно. Однажды, возможно, я прочитаю в оригинале.

Комментариев нет:

Отправить комментарий