среда, 27 июля 2016 г.

Айн Рэнд "Мы - живые"

Ещё один новый для меня автор, даже приятно, что я читаю немало новых произведений в этом году.
Пожалуй, познакомиться с Айн Рэнд даже интереснее, чем с Прусом. Её советовали мне давно так или иначе, она в последнее время у нас стала как-то очень популярна. Ну что ж, видимо, не зря.
Роман одновременно напомнил "Алую Букву" и - особенно в начале - "Танкер 'Дербент'", который я как-то прочитала, поддавшись обаянию главного героя одноимённого фильма. Да, в начале Кира Аргунова очень походит на юного Александра Басова из "Танкера": тот же выбор профессии, та же жажда жизни и свершений, доходящая до бунтарства, и даже такая же странная любовная линия. Сложно сказать, что в советских книгах 20-40-х годов схоже, но вот эти две похожи атмосферой. И поначалу я припомнила именно "Танкер", просто потому, наверное, что не читала других похожих книг или книг тех лет.
Разумеется, здесь мы подходим к делу с совсем другой стороны и на десять с лишним лет раньше.

Семья Киры, прежние аристократы-промышленники, разорена Революцией. Они возвращаются в Петроград, не могут найти работу, голодаю, живут откровенно плохо. Кира давно решила - она идёт учиться на инженера. Учиться ей не дают: происхождение подвело, от аристократии. В первой же "чистке" её отчисляют из института, закрыв дорогу к работе её мечты.
Она встречает человека, в которого влюбляется сразу и крепко, и жаждет быть с ним - и поначалу даже у них это получается, но тяжело поддерживать чувства там, где не хватает еды и ради выживания требуется поступаться даже моральными принципами.
Революционный Петроград ломает всех, кто в начале книги был полон надежд. Даже юных.
Даже Андрея Таганова, с самого детства боровшегося за коммунизм, ныне работающего в ГПУ. Он влюблён в Киру, он хочет помочь ей. (Вот тут наступает то, что напоминает роман "Алая буква" - любовный треугольник, жестокий, но завязанный на глубокой женской любви).

Нет, пожалуй, я не могу внятно пересказать сюжет, только сравниваю с известными произведениями. Всё страшно. Представьте "1984", но без гиперболизации. В Петрограде романа "Мы - живые" все и Большого Брата справляются с тем, чтобы изуродовать человеческую душу (в том числе свою собственную) и заставить любимых предать друг друга, а стронника режима попасть под его колёса.
Пожалуй, не может сломаться только Кира. Она просто никогда не сдаётся. Автор говорит за неё - роман не автобиографический, но иногда видно, что здесь главное даже не сюжет, а те монологи, которые произносят герои. Как бы даже между делом, в беседе, они начинают говорить - и выражают подлинную мысль автора.
В Кире побеждает жизнелюбие, как ни в ком другом. Поэтому она всё же свободна.
Полагаю, это мораль. А так всё трагично.

2 комментария:

  1. Как же герои "Танкера"? Все эти умные, сложные, _разные_ (тем интересные) люди? И не придавлены, и не противники режима - и уж никак не аморальны.
    И чем плоха идея - расширить для "низов" круг культуры и возможностей?

    Яна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это вопросы к автору, у неё всё так мрачно, видимо, по её собственным впечатлениям. Я спорить не буду - мне герои "Танкера" нравятся (хотя и в фильме больше))), а пропаганда есть с обеих сторон; я без знания истории не могу с уверенностью что-то утверждать и однозначно поддерживать только одну точку зрения.
      Меня удивляет то, что, несмотря на разные декорации и разный тон повествования, атмосфера очень близкая, впечатления от описаний похожи. Возможно, это накладываются на разные книги мои собственные мысли и образы той эпохи.

      Удалить